25 сентября – День машиностроителя
Переход от ручного труда к промышленному производству привел к широкому использованию машинной техники. В связи с этим возникала потребность в специалистах, способных изобретать и применять в промышленных масштабах различного рода машины. Машиностроители от примитивных водяных и паровых станков пришли к строительству космических кораблей и ядерных реакторов.
На Югорской земле первые шаги в механизации производства были сделаны в предвоенные годы на Самаровском рыбоконсервном комбинате (в дальнейшем – Ханты-Мансийском). Первые конвейеры, разработанные силами рационализаторов и изобретателей комбината, имели марку «Сделано в Самарово». В 1935 году по конструкции инженера Селиванова была изготовлена на предприятии порционирующая машина. А в 1939 году была сконструирована и сделана под руководством механика Клементьева маркировочная машина.
В 1932 году по решению ЦК ВКП (б) и сто СССР стали организовывать моторно-рыболовные станции (МРС), которые обеспечивали рыболовецкие колхозы судами и орудиями лова, ремонтировали и усовершенствовали моторный флот. Так была образована Прикаспийская моторно-рыболовная станция в Калмыцкой автономной области (ныне – Республика Калмыкия), которая в дальнейшем была преобразована сначала в судоремонтную станцию, а затем в 1963 году в Каспийский машиностроительный завод. Этот завод стал первенцем машиностроения в республике.
29 декабря 1976 года Государственной комиссией во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым был подписан акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. А уже 16 февраля этого же года с главного сборочного конвейера Камского автомобильного завода («КамАЗ») сошёл первый грузовик.
Читайте исторические очерки в рамках проекта «День в истории» два раза в месяц на официальных сайтах и страницах в социальных сетях региональных органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов Татарстана, Югры и Калмыкии.