«Элиста — Дивное» — дорога, объединившая тысячи людей» — БУ РК "Национальный архив"

«Элиста — Дивное» — дорога, объединившая тысячи людей»

К 80-летию со дня принятия постановления СНК КАССР о строительстве шоссейной дороги «Элиста – Дивное».

История дорожного строительства очень тесно связана с развитием человеческого общества и материальной культуры. В первобытную эпоху люди практически не знали дорог, поскольку, проживая небольшими группами, у них отсутствовала потребность в путях сообщений. С появлением первых государств для удовлетворения торговых и хозяйственных нужд, а также в военных целях прокладываются первые дороги. Известная поговорка – «Все дороги ведут в Рим» – отражала развитую инфраструктуру Римской империи, столица которой была связана сетью мощеных дорог с завоеванными римлянами государствами. Строительство дорог в России имело свои особенности. Поскольку территория нашей страны бедна естественным камнем, но богата лесами, то последние были широко распространены в дорожном строительстве в качестве покрытия. Со временем, конечно, получили распространение и другие виды дорожных покрытий.

С первой половины XIX в. в России в области дорожного строительства начал происходить переход от сооружения грунтовых дорог к шоссейным. С приходом Советской власти в стране набирает обороты автомобилестроение, которое повлияло расширение сети дорог с твердым покрытием. Заметные преобразования в области дорожного строительства произошли и в нашей республике.

В предвоенные годы в Калмыкии во многих сферах наметились положительные тенденции. Зарождались отдельные отрасли промышленности, быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство, продолжался рост грамотности населения. Одной из важных задач этого периода было строительство шоссейной дороги «Элиста-Дивное», которая связывала бы  республиканский центр с ближайшей железнодорожной станцией Дивное.  Сделать это было крайне необходимо, поскольку зимой и весной в силу неблагоприятных погодных условий связь между этими пунктами разрывалась. Из-за плохой дороги происходили бесконечные поломки автомобилей, пережигалось топливо, а также срывались перевозки леса, топлива, хлеба и других важных товаров для Элисты и всей республики. Таким образом, удалось бы наладить бесперебойную поставку тысячи тонн грузов, сократить расходы на топливо и ремонт автомобилей, а также принести в колхозы ценный опыт передового строительства.

По инициативе, которую проявили рабочие, колхозники и всё трудящееся население Калмыкии в ходе  улусных собраний и совещаний, было решено начать строительство шоссейной дороги «Элиста-Дивное».

29 января 1940 г. было принято постановление СНК КАССР о строительстве этой важной для нашей республики дороги.

Шоссейная дорога строилась по методу ферганцев, построивших в Узбекистане Большой Ферганский канал имени Сталина в небывало короткий срок, всего за 45 дней, и показавших всю силу народной инициативы и энтузиазма. Хашара – метод всенародной стройки, с помощью которого был построен канал, известен еще с XII века. Таким образом, следует отметить такую важную особенность, как удешевление стоимости дороги «Элиста-Дивное» путем массового участия в строительстве колхозников.

В начале строительства люди были пессимистично настроены к такой масштабной работе. Поводом для беспокойства была малая численность населения, из-за нехватки которого колхозы могли не справиться с сельскохозяйственными работами. Также люди предполагали, что возникнет нехватка природного камня, однако в Калмыкии было обнаружено несколько карьеров, да и серьезных проблем с сельскохозяйственными работами не возникло.

В ходе строительства дороги был проделан колоссальный труд. Велись земляные работы, работы по добыче, подвозу и мощению камня, агитационная и другие виды работ. Дорога протяженностью 98 км была поделена на участки, которые закреплялись за отдельными улусами. В архивных документах говорится, что на строительстве дороги из всех улусов участвует 4995 человек. Немаловажным было и санитарное обслуживание, которому было уделено должное внимание. Было проведено множество бесед санитарно-профилактического характера, медперсонал следил за чистотой на трассе и в колхозных станах, за приготовлением еды, питьевой водой, добивался устройства бань. На строительных участках были организованы школы взрослых для ликвидации неграмотности и малограмотности. Для строителей выступали артисты калмыцкой эстрады, устраивались показы фильмов. Все это в совокупности способствовало успешному выполнению, а также перевыполнению плана строительства. Производительность одного человека за весь период стройки равнялась 160 %. Наконец, 16 сентября 1940 г. было закончено строительство этой грандиозной дороги, которое продолжалось 5 с половиной месяцев. Для Калмыкии это было большим достижением, всеобщим праздником и каждый чувствовал себя членом одной большой семьи. Так же следует отметить, что 1940 год, в целом, оказался торжественным для Калмыкии, поскольку окончание народной стройки совпало с такими знаменательными датами, как 20 лет со дня провозглашения Калмыцкой автономной области и 500 лет героическому эпосу «Джангар».

Таким образом, можно сказать, что строителями шоссейной дороги «Элиста-Дивное» был внесен неоценимый вклад в развитие нашего региона. История всегда играла немаловажную роль в воспитании моральных традиций, поскольку гордость за историческое прошлое своего народа способствует формированию исторического сознания.  Пусть великие достижения наших предков и по сей день вдохновляют нас на развитие нашей республики.

 

 

Ведущий архивист отдела использования документов и информационных услуг

 

Кичаев Родион Михайлович

                                    

Читайте также:

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы