85 лет со дня проведения I съезда учителей Калмыкии.

Учитель – это великое призвание: обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ – значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит цивилизовать его. Эту благородную миссию выполняет в обществе учитель, которому поручено его судьбой и профессией связать поколения людей бесценной нитью знаний и разума во имя прогресса, во имя накопленных человечеством мысли и опыта.

В 1934 г. прошел 1 областной съезд учителей в Калмыкии. На нем были подведены итоги достижений школ и учителей, а также обобщен опыт лучших учителей. В газете «Ленинский путь» за 15 июня 1934 г. был издан ряд статей, посвященный работе школ и учителей, а также 1 областному съезду «ударников» — учителей.

В Калмыкии в 1934 г. был осуществлен всеобщий всеобуч, увеличена сеть школ, пунктов по ликвидации безграмотности, политпросветительных учреждений. Калмыкия вплотную подходила к разрешению величайшей задачи, поставленной 17 съездом ВКП(б) – задачи осуществления семилетнего всеобщего образования.

Уже  на 1934 г. лучшие учителя и школы Калмыцкой автономной области добились заметных сдвигов в борьбе со старыми недостатками, за подлинную политехнизацию, за высокое качество учебной и воспитательной работы.

Так, например, в Сарпинском улусе Ики-Бухусовская начальная школа успешно завершила 1933-1934 учебный год. Учебно-производственный план школы был выполнен на 100 процентов. Успеваемость учащихся поднялась до 98 процентов, до минимума сократилось число второгодников. Итоги годового проверочного испытания по школе показали, что из 26 учащихся первого класса перешли во второй класс все 26 учеников. Из 24 учащихся второго класса перешли в третий класс 21 ученик. Все 27 учащихся третьего класса перешли в четвертый класс. Из 41 учащихся четвертого класса перешли в пятый класс 39 учеников. Из 138 учащихся в школе перешли в следующий класс 133 человека, остались на второй год 5 учеников. «Ударников»-учеников  в школе было 95 человек. Также в школе была хорошо поставлена методическая работа учительского коллектива. Регулярно созывались педагогические совещания. Все учителя аккуратно готовились к своим урокам, к каждому уроку составляли конспекты, тезисы прорабатываемого материала. Заведующий учебной частью школы Гагаев Иван повседневно оказывал практическую помощь малоопытным учителям школы. «Ударников»-учителей в школе было 3 человека. При школе было два пионерских отряда. Пионерские отряды по своей учебной и общественно-полезной работе считались лучшими во всем Сарпинском улусе. Пионеры, лучшие «ударники» учебы, наряду с тем, что сами хорошо учились, добивались того, чтобы все ребята школьники учились хорошо. Учительский коллектив школы во всем поддерживал пионеров.

Малодербетовская неполная средняя школа на 1933-1934 учебный год тоже имела большие успехи в выполнении учебно-производственного плана. Учебный план выполнен на 99 процентов, успеваемость учащихся – на 97 процентов. Учительский коллектив школы боролся за высокое качество учебы, за сознательную трудовую дисциплину среди учащихся.

Учителя Калмыкии на семинаре в Астрахани.1936 г.

Годовые проверочные испытания показали, что учащиеся хорошо усвоили учебный материал, преподанный за год. Согласно итогам проверочного испытания  сдали испытания на «очень хорошо» 16,9 процентов, «хорошо» – 27,8 процентов, «удовлетворительно» – 45,7 процентов и «неудовлетворительно» – 9,6 процентов. Все учителя готовились к урокам и имели конспекты, тезисы и другие материалы. Учителя старших классов помогали в работе учителям младших классов. В школе была хорошо поставлена внешкольная общественно-полезная и воспитательная работа. Работали музыкальный, физкультурный кружки, два учителя были представлены на присвоение звания «Ворошиловского стрелка». Пионерский отряд школы боролся за высокое качество учебы, за развертывание общественной работы.

В числе ветеранов народного просвещения, борцов за политехническую школу имя Татьяны Дмитриевны Юрковой занимает почетное место.

Дочь крепостного крестьянина Татьяна Дмитриевна Юркова сорок два года работала учителем и много сил отдала на дело просвещения трудящихся. Еще в 1893 г. Татьяна Дмитриевна прибыла в Калмыкию и в течение 38 лет не покидала свою любимую степь, свое дело, народ, которому посвятила свою жизнь. В годы гражданской войны ей хватило сил и воли сохранить школу и в невыносимых условиях оставаться на своем посту. Татьяна Дмитриевна занималась также общественными делами. Она была членом Калмыцкого областного исполнительного комитета трех созывов, членом Астраханского горсовета, участницей 1 Всесоюзного съезда учителей. Татьяна Дмитриевна в 1933-1934 гг. работала в калмыцком педагогическом техникуме и держала связь с молодыми учителями, помогая им в работе. Президиум ВЦИК высоко оценил труд Татьяны Дмитриевны Юрковой и наградил ее званием «Герой Труда». Такие ветераны, как Татьяна Дмитриевна Юркова воспитали новое поколение учителей, которые продолжали и развивали народное просвещение в Калмыкии.

Участники педагогической конференции. г.Элиста. 1965 г.

Съезд мобилизовал учительство на ликвидацию недочетов в работе школ, на лучшее проведение летней оздоровительной работы среди детей, на подготовку к новому учебному году, за которые ответственны были непосредственно учителя, и, в первую очередь, их передовой отряд – «ударники».

Съезд «ударников»-учителей подверг критике работу органов народного просвещения, призвав руководство органов народного просвещения отказаться от канцелярских, бюрократических методов, а также потребовал от Калмыцкого областного отдела народного образования и улусных отделов народного образования переходить от бумажного руководства к живому инструктированию каждой школы по существу учебной работы, знания действительного лица учителей и состояния каждого учебного учреждения.

1 съезд учителей – «ударников» Калмыкии обобщил все лучшее чего достигла Калмыкия в области народного просвещения, а также, выявив недостатки, имевшиеся в работе школ, руководства органов народного просвещения, поставил новые задачи перед учителями – добиться семилетнего всеобщего образования, политехнизации школы, повысить качество учебной и воспитательной работы.

Главный архивист отдела                                                                                     

использования документов

и информационных услуг                                                                                    Р.Э. Овалов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *