Дорога победы Кизляр-Астрахань до сих пор на службе

4 августа 2017 года исполняется 75 лет со времени окончания строительства на территории Калмыцкой АССР участка железной дороги Кизляр-Астрахань.

Документы, хранящиеся в Национальном ар­хиве Республики Калмыкия, дают четкое пред­ставление о ходе строительства этой железно­дорожной линии на территории Калмыкии в 1941- 1942 гг.

Это, прежде всего, архивные фонды Совета Народных Комиссаров КАССР, Президиума Вер­ховного Совета КАССР, партийного аппарата за 1941-1943 гг.

Также в документальных материалах Улан- хольского, Приволжского райисполкомов и газе­тах того времени освещались основные события строительства железной дороги Кизляр-Астра­хань, имевшей в тот период огромное стратеги­ческое и народнохозяйственное значение.

Строительство железной дороги Кизляр-Аст­рахань было начато в сентябре 1941 года по осо­бому заданию Государственного Комитета Обо­роны страны и имело важное оборонно-страте­гическое значение под секретным названием «слецстроительство № 8».

  • В соответствии с решением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 16 августа 1941 года о строительстве же­лезнодорожной линии Кизляр-Астрахань Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и СНК КАССР от 30 сентября постановили: «…считать строительство данной железнодорожной линии важнейшей стройкой республики и обязать Приволжский, Дол- банский, Лаганский и Уланхольский улускомы ВКП(б) взять строительство железнодорожной ли­нии под особый контроль, оказывая ему всемер­ную помощь в выполнении плана строительств».

Железная дорога Кизляр — Астрахань прокла­дывалась в Калмыкии в основном трудящимися Лаганского, Уланхольского, Долбанского, При­волжского, (Юстинского и Черноземельского улу­сов, на ее северном участке — трудящимися Аст­раханского округа, на южном участке, за преде­лами Калмыкии, — трудящимися ближайших рай­онов Орджоникидзевского края и Дагестана. Это была героическая стройка военного времени. Труженики Калмыкии в количестве 9500 человек с 3030 подводами вручную выполняли земляные работы объемом 3000000 кубометров и готови­ли земляное полотно протяженностью 280 кило­метров (из 356 км общего расстояния), что со­ставило 80,5% всей протяженности дороги. Ак­тивное участие в строительстве принимали ком­сомольцы Калмыкии.

Работа проводилась главным образом вруч­ную, В докладных записках и политинформациях Калмыцкого обкома ВКП(б) и ЦК партии о ходе строительства дороги отмечается, что, несмотря на трудности: пронизывающий с песком ветер осенью, трескучий мороз зимой и палящий зной летом, люди, зачастую плохо одетые и полуго­лодные, при частых налетах немецкой авиации, самоотверженно и героически трудились, выпол­няя ежедневный график работы.

Калмыцкий областной комитет партии и Сов­нарком обратились к трудящимся Лаганского и Уланхольского районов с призывом взять еще дополнительный участок железной дороги длин­ною в 25 км. Жители этих районов, взявшие но­вое обязательство, успешно и досрочно выпол­нили работу и на этом участке.

По решению Калмыцкого обкома КПСС, все работающие на железнодорожной трассе были организованы в строевые подразделения, рабо­тали по-военному: с огромным подъемом и во­одушевлением, большим желанием помочь стра­не приблизить день Победы. Устраивались соци­алистические соревнования, строители дороги брали конкретные обязательства по повышению производительности труда. Проводилась агита­ционно-пропагандистская работа среди строите­лей железной дороги: ежедневно читали передо­вые статьи газеты «Правда», прослушивали свод­ки Совинформбюро, чтобы знать о положении на фронтах. Сводки с фронтов войны агитаторы связывали со сводками трудового фронта.

В ходе строительства росло число тружени­ков, которые перевыполняли норму выработки. Их называли ударниками-стахановцами. Сред­ний процент выполнения норм стахановцами, о чем свидетельствуют архивные документы, со­ставлял от 150 до 200 %., отдельными стаханов­цами — от 150% до 400 %.

Отличившиеся передовые строители за об­разцовое выполнение производственного зада­ния и за стахановские методы работы были на­граждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР Указами Президиума Верховного Совета КАССР от 16 и 27 декабря 1941 г. (всего 230 человек, списки награжденных хранятся в архивном фонде Президиума Вер­ховного Совета КАССР).

Несмотря на тяжелейшие условия труда, геро­ические труженицы-активистки строительства железной дороги создавали женсоветы, где бы­ли организованы кружки кройки и шитья, на кото­рых они шили белье, теплую одежду, собирали туалетное мыло, сахар, папиросы, кисеты с ма­хоркой и посылкой отправляли бойцам Красной Армии. Участниками строительства было собра­но теплых вещей для бойцов Красной Армии на сумму свыше 21 тыс. рублей.

Кроме этого, участники строительства на со­браниях постановили отчислять в фонд обороны страны ежемесячно однодневный заработок до окончания войны. Так, за период Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. строители дороги Кизляр-Астрахань дали государству в фонд обо­роны страны свыше 75 тыс. рублей.

Но главной задачей было досрочное строи­тельство железнодорожной линии Кизляр -Астра­хань и пуск ее в эксплуатацию в июле 1942 года.

В целях быстрейшего окончания строительст­ва дороги в январе 1942 года вышло специаль­ное постановление ВКП(б) и СНК КАССР о до­полнительном выделении людей и подвод на строительство дороги из Малодербетовского, Кетченеровского, Сарпинского, Приютненского, Троицкого и Черноземельского улусов (по 300 колхозников и 100 подвод из каждого улуса).

По приказу Государственного Комитета Обо­роны СССР срок окончания строительства же­лезной дороги был сокращен.

7 июня 1942 года во исполнение приказа Го­сударственного Комитета Обороны страны и те­леграммы народного комиссара путей сообще­ния тов.Хрулева об окончании строительства же­лезной дороги Кизляр-Астрахань и пуске ее в эксплуатацию в июле 1942 года вышло другое постановление Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и Совнаркома Калмыцкой АССР «О мерах по сво­евременному окончанию строительства желез­ной дороги Кизляр-Астрахань. Этим постановле­нием для оказания практической помощи управ­лению строительства в деле окончания строи­тельства железной дороги в установленный ГКО срок командированы были на полтора месяца заведующий отделом промышленности и транс­порта Калмыцкого обкома ВКП(б) тов. Макаров, зам.председателя СНК т.Эрдниев, секретарь Уланхольского улускома ВКП(б) т. Сангаева и лектор обкома ВКП(б) тов. Наранов.

4 августа 1942 года Сталинградскому обкому ВКП(б) Чуянову, Астраханскому окружкому ВКП(б) Голышеву, Калмыцкому обкому ВКП(б) Лаврентьеву, Орджоникидзевскому крайкому ВКП(б) Суслову и Кизлярскому окружкому ВКП(б) Ермаковой был направлен рапорт коллектива строителей железной дороги Кизляр-Астрахань о завершении укладки главного пути, в котором со­общалось, что 4 августа 1942 года в 17.00 укладка линии Кизляр — Астрахань была закончена. Коллек­тив строителей выполнил боевое задание ГКО.

Но, несмотря на тяжелейшие и усложненные бомбардировками вражеской авиации условия труда, железная дорога важнейшего стратегиче­ского значения была сдана тружениками Калмы­кии досрочно.

Из протокола заседания Калмыцкого обкома ВКП(б) о ходе работ по достройке железной доро­ги Кизляр-Астрахань по состоянию на 15 апреля 1943 года от 23 апреля 1943 г. установлено, что коллектив строителей спецстроительства № 8 вы­полнил ряд работ, имевших в то время важное го­сударственное значение, выполнил постановле­ние Государственного Комитета Обороны страны о пуске в эксплуатацию дороги Кизляр-Астрахань, что обеспечило пропуск 1379 шт. паровозов и 31307 вагонов с грузами оборонного назначения, был построен через реку Волгу наплавной желез­нодорожный мост, который за 39 дней своей экс­плуатации пропустил до 10000 вагонов.

Героический труд строителей, вложенный в эту дорогу, окупился сторицей. По этой дороге уже летом 1942 года из прифронтовых районов в тыл были эвакуированы тысячи паровозов, ма­шин и других народно-хозяйственных грузов.

Также по этой дороге пошли эшелоны с вой­сками и боеприпасами для Сталинградского

фронта, где в это время разгоралась величай­шая битва. Таким образом, во время летнего на­ступления противника на Сталинград и на Кавказ и в период подготовки мощного контрудара Крас­ной Армии под Сталинградом и на Северном Кавказе эта железная дорога приобрела исклю­чительно важное стратегическое значение.

Дорога Кизляр-Астрахань в годы войны имела не только огромное оборонно-стратегическое зна­чение для всей нашей страны, но и народно-хозяй- ственное значение для степной Калмыкии. Самоот­верженный труд, вложенный в ее строительство, не пропал даром. Железнодорожная линия Кизляр- Астрахань действует и в настоящее время.

Ее легендарное прошлое и тяжелейший труд строителей, не остались забытыми. Благодарные потомки помнят и чтут подвиг участников строи­тельства железной дороги Кизляр-Астрахань, сде­лавших большой вклад в приближение Победы. Огромная благодарность и низкий поклон им!

Статья написана на основании документаль­ных материалов, хранящихся в фондах Нацио­нального архива Республики Калмыкия.

Вероника ЧУДЖАЕВА, начальник отдела использования документов и информационных услуг БУ РК «Национальный архив»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *