Красивые банты – за отличную учёбу. К 150-летию со времени открытия Калмыцкого женского училища в г.Астрахань.
Автор: admin · Опубликовано · Обновлено
В прошедшие исторические эпохи женскому образованию всегда уделялось особое внимание, и оно совершенствовалось по собственному, отдельному вектору развития. В качестве одного из самых ярких примеров национальных учебных заведений, дающих достойное образование для девочек и девушек, выступает Калмыцкое Женское Училище в г.Астрахань.
Его открытие состоялось 1 февраля 1868 года. Основной целью создания данного училища, конечно же, являлось распространение образования среди калмыцких девочек. Но перед училищем были поставлены и далеко идущие перспективные планы: предполагалось, что будущие выпускницы училища в дальнейшем начнут работать учителями в калмыцких улусных школах, поднимая тем самым уровень просвещения и образования среди населения.
Всё началось с того, что 25 апреля 1865 года в Министерство государственных имуществ Российской Империи впервые был представлен проект положения о Калмыцком женском училище в г.Астрахань.
Первоначально проект был рассчитан на 50 воспитанниц. Однако после согласования всех вопросов с Министерством Народного Просвещения Российской Империи было составлено положение о Калмыцком женском училище, рассчитанном на 20 воспитанниц. Как уже говорилось выше, перспективной целью училища стала качественная подготовка будущих калмыцких учительниц.
Ввиду многочисленных задач, поставленных перед училищем, курс обучения существенно расширился, были введены следующие новые дисциплины:
— общедоступные понятия о педагогике;
— понятия из естественной истории;
— понятия о гигиене и наглядное знакомство с общеизвестными болезнями (особенно у детей);
— простые лечебные средства.
К каждому учебному предмету были разработаны особые программы образовательного курса.
18 декабря 1867 года Министр Государственных Имуществ Российской Империи утвердил положение об Астраханском Калмыцком женском училище и следующий штат персонала:
— смотрительница (она же учительница);
— помощница смотрительницы;
— двое учителей: по калмыцкому и по русскому языкам;
— 20 воспитанниц.
Исходя из приведённого штата, на содержание училища было назначено финансирование в размере 3250 руб. на год обучения. Дело в том, что среди калмыцкого населения регулярно проводились сборы на содержание Главного Управления Калмыцким народом, а Калмыцкое женское училище находилось в ведении Главного Управления, поэтому необходимые денежные суммы на содержание училища изымались из остаточных средств от этих сборов.
Изначально Калмыцкое женское училище было открыто в качестве эксперимента, рассчитанного на три года. В современном мире это назвали бы пилотным проектом. Однако училище просуществовало гораздо дольше, нежели предполагал эксперимент. Одной из причин столь долгого существования училища являлись помощь и покровительство его попечителей.
К примеру, в ноябре 1868 г. владельцу Харахусо-Эрдниевского улуса было разрешено оплачивать содержание в училище за собственный счёт двух пансионерок.
Известный нойон Дугаров также оказывал многостороннюю помощь и поддержку училища, финансировал содержание многих воспитанниц, за что был удостоен звания почётного Попечителя училища.
Как же проходило обучение в Астраханском Калмыцком женском училище? День за днём учащиеся изучали чтение, арифметику, рукоделие, основы хозяйства, а также чистописание как по русскому, так и по калмыцкому языкам.
В течение первых двух лет многие воспитанницы достигли больших успехов в изучении русского языка: научились правильно говорить и читать, грамотно писать и даже знали наизусть и могли цитировать русские басни и стихи известных поэтов. Что касается калмыцкого языка, то и здесь ученицы демонстрировали блестящие результаты. По курсу арифметики они прошли два первых правила: сложение и вычитание.
Учителя отмечали, что за недолгий период с 1868 г. по 1869 г. воспитанницы показали отличные задатки умственных способностей и нравственных качеств.
Старшие воспитанницы – 5 девушек – значительно опередили остальных по уровню знаний, так что они вполне могли составить отдельный класс и продолжать обучение в опережающем темпе.
Если обратиться к статистическим архивным данным, то в 1869 году, не считая воспитанниц нойона Дугарова, в училище обучалось 19 учениц. В течение учебного года поступило еще 2 человек, одна из учениц скончалась по причине болезни, и к 1870 году на учёбе состояло 20 человек, а с учётом пансионерок – 22 ученицы, одна из которых была дочерью зайсанга.
6 мая 1869 года состоялись Годовые экзамены. Их проводили члены Калмыцкого Главного Управления. Общий вывод был таков: успехи воспитанниц в обучении превзошли все ожидания, а двум ученицам за отличные знания и нравственное поведение Главный Попечитель Калмыцкого Народа разрешил носить красивые банты.
Между тем обучение в Астраханском Калмыцком Женском училище продолжилось. В течение следующего учебного года, с 1869 г. по 1870 г., старшие воспитанницы в высшем классе успешно упражнялись в русском языке путём чтения и письма под диктовку, а также изложения устных разговоров в письменном виде на бумаге. Девушки продолжали заниматься арифметикой, решали задачи и производили расчёты на счётах. На уроках по географии они знакомились с бесконечным миром Вселенной, различными интересными сведениями о земном шаре, о частях света, различных воздушных явлениях. Из курса русской истории воспитанницы узнавали много нового о длительном историческом периоде, начиная с основания Древней Руси до княжения великой княгини Ольги. На уроках по естественной истории они изучали общие понятия о природе и её основных стихиях: воде, земле, воздухе. На занятиях по калмыцкому языку девушки занимались многочисленными переводами с русского языка на калмыцкий и обратно.
Следующие Годовые экзамены состоялись 29 апреля 1870 года. Как и в прошлом году, их проводили члены Главного Калмыцкого Управления. Воспитанницы в очередной раз подтвердили высокий уровень получаемых знаний. За отличные знания и нравственность Главный Попечитель наградил троих девушек книгами.
В 1872 году во всех улусах Калмыцкой степи Астраханской области были открыты школы, включающие 8 классов женского образования.
Калмыцкое женское училище полностью оправдало возложенные на него перспективы: наставницами во всех женских улусных школах стали выпускницы, успешно окончившие курс обучения в Астраханском Калмыцком женском училище.
Архивные данные позволяют проследить большинство назначений наставниц в улусных школах:
Кооку Бачаева – Хошеутовский улус;
Амгусунг Тегусова – Эркетеновский улус;
Кооку Генжденова – Икицохуровский улус;
Шитлик Менжиева – Яндыковский улус;
Гаря Манджиева – Багацохуровский улус;
Булган Буджиева – Харахусовский улус;
Цаган Убушиева – Магачи;
Булгун Лиджиева – Малодербетовский улус.
К сожалению, 19 сентября 1884 года царское правительство закрыло Калмыцкое женское училище.
Тем не менее, длительное существование и успешная деятельность Астраханского Калмыцкого женского училища произвели переворот в сознании населения. Обладание разносторонними знаниями и учебным образованием отныне обрело высокий престиж и популярность, что положило начало повсеместному просвещению калмыцких женщин.
Ведущий архивист отдела использования
документов и информационных услуг
БУ РК «Национальный архив»
С.П. Замбаева