Дорога победы Кизляр-Астрахань до сих пор на службе
Автор: admin · Опубликовано · Обновлено
4 августа 2017 года исполняется 75 лет со времени окончания строительства на территории Калмыцкой АССР участка железной дороги Кизляр-Астрахань.
Документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия, дают четкое представление о ходе строительства этой железнодорожной линии на территории Калмыкии в 1941- 1942 гг.
Это, прежде всего, архивные фонды Совета Народных Комиссаров КАССР, Президиума Верховного Совета КАССР, партийного аппарата за 1941-1943 гг.
Также в документальных материалах Улан- хольского, Приволжского райисполкомов и газетах того времени освещались основные события строительства железной дороги Кизляр-Астрахань, имевшей в тот период огромное стратегическое и народнохозяйственное значение.
Строительство железной дороги Кизляр-Астрахань было начато в сентябре 1941 года по особому заданию Государственного Комитета Обороны страны и имело важное оборонно-стратегическое значение под секретным названием «слецстроительство № 8».
- В соответствии с решением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 16 августа 1941 года о строительстве железнодорожной линии Кизляр-Астрахань Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и СНК КАССР от 30 сентября постановили: «…считать строительство данной железнодорожной линии важнейшей стройкой республики и обязать Приволжский, Дол- банский, Лаганский и Уланхольский улускомы ВКП(б) взять строительство железнодорожной линии под особый контроль, оказывая ему всемерную помощь в выполнении плана строительств».
Железная дорога Кизляр — Астрахань прокладывалась в Калмыкии в основном трудящимися Лаганского, Уланхольского, Долбанского, Приволжского, (Юстинского и Черноземельского улусов, на ее северном участке — трудящимися Астраханского округа, на южном участке, за пределами Калмыкии, — трудящимися ближайших районов Орджоникидзевского края и Дагестана. Это была героическая стройка военного времени. Труженики Калмыкии в количестве 9500 человек с 3030 подводами вручную выполняли земляные работы объемом 3000000 кубометров и готовили земляное полотно протяженностью 280 километров (из 356 км общего расстояния), что составило 80,5% всей протяженности дороги. Активное участие в строительстве принимали комсомольцы Калмыкии.
Работа проводилась главным образом вручную, В докладных записках и политинформациях Калмыцкого обкома ВКП(б) и ЦК партии о ходе строительства дороги отмечается, что, несмотря на трудности: пронизывающий с песком ветер осенью, трескучий мороз зимой и палящий зной летом, люди, зачастую плохо одетые и полуголодные, при частых налетах немецкой авиации, самоотверженно и героически трудились, выполняя ежедневный график работы.
Калмыцкий областной комитет партии и Совнарком обратились к трудящимся Лаганского и Уланхольского районов с призывом взять еще дополнительный участок железной дороги длинною в 25 км. Жители этих районов, взявшие новое обязательство, успешно и досрочно выполнили работу и на этом участке.
По решению Калмыцкого обкома КПСС, все работающие на железнодорожной трассе были организованы в строевые подразделения, работали по-военному: с огромным подъемом и воодушевлением, большим желанием помочь стране приблизить день Победы. Устраивались социалистические соревнования, строители дороги брали конкретные обязательства по повышению производительности труда. Проводилась агитационно-пропагандистская работа среди строителей железной дороги: ежедневно читали передовые статьи газеты «Правда», прослушивали сводки Совинформбюро, чтобы знать о положении на фронтах. Сводки с фронтов войны агитаторы связывали со сводками трудового фронта.
В ходе строительства росло число тружеников, которые перевыполняли норму выработки. Их называли ударниками-стахановцами. Средний процент выполнения норм стахановцами, о чем свидетельствуют архивные документы, составлял от 150 до 200 %., отдельными стахановцами — от 150% до 400 %.
Отличившиеся передовые строители за образцовое выполнение производственного задания и за стахановские методы работы были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР Указами Президиума Верховного Совета КАССР от 16 и 27 декабря 1941 г. (всего 230 человек, списки награжденных хранятся в архивном фонде Президиума Верховного Совета КАССР).
Несмотря на тяжелейшие условия труда, героические труженицы-активистки строительства железной дороги создавали женсоветы, где были организованы кружки кройки и шитья, на которых они шили белье, теплую одежду, собирали туалетное мыло, сахар, папиросы, кисеты с махоркой и посылкой отправляли бойцам Красной Армии. Участниками строительства было собрано теплых вещей для бойцов Красной Армии на сумму свыше 21 тыс. рублей.
Кроме этого, участники строительства на собраниях постановили отчислять в фонд обороны страны ежемесячно однодневный заработок до окончания войны. Так, за период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. строители дороги Кизляр-Астрахань дали государству в фонд обороны страны свыше 75 тыс. рублей.
Но главной задачей было досрочное строительство железнодорожной линии Кизляр -Астрахань и пуск ее в эксплуатацию в июле 1942 года.
В целях быстрейшего окончания строительства дороги в январе 1942 года вышло специальное постановление ВКП(б) и СНК КАССР о дополнительном выделении людей и подвод на строительство дороги из Малодербетовского, Кетченеровского, Сарпинского, Приютненского, Троицкого и Черноземельского улусов (по 300 колхозников и 100 подвод из каждого улуса).
По приказу Государственного Комитета Обороны СССР срок окончания строительства железной дороги был сокращен.
7 июня 1942 года во исполнение приказа Государственного Комитета Обороны страны и телеграммы народного комиссара путей сообщения тов.Хрулева об окончании строительства железной дороги Кизляр-Астрахань и пуске ее в эксплуатацию в июле 1942 года вышло другое постановление Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и Совнаркома Калмыцкой АССР «О мерах по своевременному окончанию строительства железной дороги Кизляр-Астрахань. Этим постановлением для оказания практической помощи управлению строительства в деле окончания строительства железной дороги в установленный ГКО срок командированы были на полтора месяца заведующий отделом промышленности и транспорта Калмыцкого обкома ВКП(б) тов. Макаров, зам.председателя СНК т.Эрдниев, секретарь Уланхольского улускома ВКП(б) т. Сангаева и лектор обкома ВКП(б) тов. Наранов.
4 августа 1942 года Сталинградскому обкому ВКП(б) Чуянову, Астраханскому окружкому ВКП(б) Голышеву, Калмыцкому обкому ВКП(б) Лаврентьеву, Орджоникидзевскому крайкому ВКП(б) Суслову и Кизлярскому окружкому ВКП(б) Ермаковой был направлен рапорт коллектива строителей железной дороги Кизляр-Астрахань о завершении укладки главного пути, в котором сообщалось, что 4 августа 1942 года в 17.00 укладка линии Кизляр — Астрахань была закончена. Коллектив строителей выполнил боевое задание ГКО.
Из протокола заседания Калмыцкого обкома ВКП(б) о ходе работ по достройке железной дороги Кизляр-Астрахань по состоянию на 15 апреля 1943 года от 23 апреля 1943 г. установлено, что коллектив строителей спецстроительства № 8 выполнил ряд работ, имевших в то время важное государственное значение, выполнил постановление Государственного Комитета Обороны страны о пуске в эксплуатацию дороги Кизляр-Астрахань, что обеспечило пропуск 1379 шт. паровозов и 31307 вагонов с грузами оборонного назначения, был построен через реку Волгу наплавной железнодорожный мост, который за 39 дней своей эксплуатации пропустил до 10000 вагонов.
Героический труд строителей, вложенный в эту дорогу, окупился сторицей. По этой дороге уже летом 1942 года из прифронтовых районов в тыл были эвакуированы тысячи паровозов, машин и других народно-хозяйственных грузов.
Также по этой дороге пошли эшелоны с войсками и боеприпасами для Сталинградского
фронта, где в это время разгоралась величайшая битва. Таким образом, во время летнего наступления противника на Сталинград и на Кавказ и в период подготовки мощного контрудара Красной Армии под Сталинградом и на Северном Кавказе эта железная дорога приобрела исключительно важное стратегическое значение.
Дорога Кизляр-Астрахань в годы войны имела не только огромное оборонно-стратегическое значение для всей нашей страны, но и народно-хозяй- ственное значение для степной Калмыкии. Самоотверженный труд, вложенный в ее строительство, не пропал даром. Железнодорожная линия Кизляр- Астрахань действует и в настоящее время.
Ее легендарное прошлое и тяжелейший труд строителей, не остались забытыми. Благодарные потомки помнят и чтут подвиг участников строительства железной дороги Кизляр-Астрахань, сделавших большой вклад в приближение Победы. Огромная благодарность и низкий поклон им!
Статья написана на основании документальных материалов, хранящихся в фондах Национального архива Республики Калмыкия.
Вероника ЧУДЖАЕВА, начальник отдела использования документов и информационных услуг БУ РК «Национальный архив»